Страхование как инструмент риск-менеджмента в логистике

Автор:
Опубликовано: 26 Июня 2017, 17:38.

 

Любая сфера деятельности человека связана с рисками, а в деятельности  компаний количество рисков только увеличивается. В связи с системным развитием мирового экономического кризиса, рисковая составлявшая любого бизнеса растёт по экспоненте, в связи с этим особое внимание, по моему мнению, требуется уделять риск-менеджменту. Один из методов теории риск-менеджмента – аутсорсинг затратных рисковых функций (метод передачи). Самый обычный инструмент этого метода – привычное всем страхование.  Именно об этом Инструменте, затрагивая виды, приоритетные в Логистической отрасли, пойдет дальше речь.

Первый и наиболее применяемый вид это страхование грузов.

Страхование грузов имеет целью защиту имущественных интересов владельцев грузов, на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями в процессе транспортировки груза.

Большое распространение получили правила, известные как «Оговорки А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов». Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами «А», «В» и «С». Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

В практике страхования существует два основных принципа комбинирования рисков при формировании страховой защиты. Оба они используются в страховании грузов.

Первый принцип построен на методе исключения, то есть, по этому принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования грузов, а также Оговорки «А» Института Лондонских Страховщиков Грузов.

Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях Правил страхования грузов и, соответственно, Оговорки «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков

В России страхование грузов - один из самых стабильных видов страхования, характеризующийся весьма слабой изменчивостью основных показателей от одного года к другому. В связи с этим, практически, каждая страховая компания России предлагает осуществить страхование грузов у них. Данный вид имеет малые рисковые показатели для портфеля страховщика.

Тарифы по данному виду могут очень разниться и начинаться от десятых процента до сотых процента. Это зависит от маршрута, типа груза, его стоимости, типа транспорта, от наполнения рисков в полисе и непосредственно политики самой страховой компании.

Договор может быть заключен на различный срок грузоперевозок в период от погрузки до момента прибытия:

  • на срок разовой перевозки груза;
  • на определенный срок с указанием времени или календарных дат либо с исчисляемым интервалом;
  • на срок систематических перевозок грузов на сходных условиях (на условиях Генерального полиса);

а также на период временного хранения груза до, после и между этапами перевозки.

Страховое возмещение может включать в себя компенсацию расходов на оплату:

  • полной стоимости груза;
  • приобретения и доставки, необходимых для выполнения ремонта деталей, узлов, агрегатов, конструктивных элементов, материалов, комплектующих и/или товаров;
  • восстановительных работ;
  • трат, связанных с неполучением ожидаемой выгоды;
  • целесообразных действий по уменьшению причиненных убытков;
  • дополнительных работ и услуг (утилизацию остатков, проведение экспертизы, хранение остатков и другие действия).

Страхование грузов – это защита интересов исключительно владельца груза.

Страхование груза подразумевает его страхование, как минимум, на инвойсную стоимость от перечисленных в договоре рисков и исключительно в пользу правомочного грузовладельца.

Страхование грузов не покрывает финансовые и косвенные убытки, штрафы, ответственность перед третьими лицами, расходы и т.п.  в связи с этим зачастую множество транспортных операторов страхуют свою ответственность.

Страхование ответственности транспортных операторов

Страхование ответственности уже давно является абсолютной нормой для международного транспортного рынка и частью имиджевого аспекта ведения бизнеса.

Крупные и серьёзные заказчики (экспедиторы, грузовладельцы) отдают предпочтение подрядчикам, имеющим страхование ответственности от известных страховщиков и с минимумом исключений из покрытия.

Профессиональные ошибки рано или поздно настигают всех транспортных операторов и невозможно предсказать все последствия того или иного происшествия для бизнеса и компании в будущем.

Страхование, в большинстве случаев, помогает избежать споров с заказчиками, удержания фрахта, ареста грузов и т.п. – при наличии поддержки со стороны страховщика эти вопросы решаются заметно быстрее и эффективнее.

Страхование ответственности транспортных операторов покрывает следующие риски:

Ответственность за груз

Ответственность за физическое повреждение и утрату груза, а также за все сопутствующие косвенные убытки и расходы (общая авария, спасание груза,
очистка места происшествия, карантин и дезинфекция, завершение перевозки и т.п.)

Ответственность за ошибки и упущения сотрудников

Транспортный оператор обязан возместить финансовые потери заказчика в результате задержки доставки или невыполнения договорных обязательств, включая возможные убытки из-за ошибки/несовпадения нумерации в коносаменте или другом транспортном документе.

Ответственность перед третьими лицами

Как за физическую утрату/повреждение имущества и причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, так и за физическую утрату/повреждение имущества субподрядчика или партнёра по совместной деятельности

Ответственность перед властями

Ответственность за штрафы, таможенные пошлины, налоги и акцизы, подлежащие оплате в результате нарушения транспортным оператором законов в области таможни, иммиграции, безопасности труда и экологии.

Косвенные убытки и расходы

Экспедитор несёт ответственность не только за утрату или повреждение груза и возможными финансовыми убытками заказчика, связанные с грузом и возникшие по вине экспедитора, но и за сопутствующие косвенные убытки и расходы.

В России данный вид страхования, в отличие от страхования грузов не так популярен. Одна из причин этого – неразвитая подзаконная база. К примеру, были случаи, когда, при наступлении убытка по договору страхования ответственности экспедитора, недобросовестные страховые компании в суде, ссылаясь на ст. 932 ГК РФ, признавали договор страхования ничтожным. В связи с этим, только ряд российских страховщиков осуществляет страхование данных рисков и условия для каждого клиента подбираются индивидуально.

Николаев Сергей
Директор по развитию
ООО «СБ «Аксиома»
www.aksioma-in.ru

 

ЭКСПОГРАУНД ГРУП